Городская волна
Настрой город для себя

Городской треш

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Городской треш

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

«Однажды в Новосибирске»: как истребитель сквозь игольное ушко прошёл

Смотрите также
«Однажды в Новосибирске»: как в городе на Оби Сибирь с Алтаем соединили «Однажды в Новосибирске»: про то, как в городе на Оби большевиков скинули «Однажды в Новосибирске»: про то, как рыболов-любитель чуть город не спалил «Однажды в Новосибирске»: про то, как в городе на Оби Победу встречали «Однажды в Новосибирске»: про то, как революционеры в лесу песни распевали «Однажды в Новосибирске»: про то, как город на Оби оплотом советской Сибири стал «Однажды в Новосибирске»: про то, как в городе День рождения отмечать затеяли «Однажды в Новосибирске»: про то, как через Обь железную переправу построили «Однажды в Новосибирске»: про то, как фельдшер летописцем стал «Однажды в Новосибирске»: про то, как купец строителей перехитрил «Однажды в Новосибирске»: про то, как берег обской в гранит одевали «Однажды в Новосибирске»: про то, как Ильич на станции Обь побывал «Однажды в Новосибирске»: «Городская волна» запускает новую программу

Однажды в Новосибирске военный лётчик, ас-истребитель совершил отчаянный, сверхрискованный поступок, который сегодня называют легендарным. Самого же пилота, этого «сибирского Чкалова» одни считают настоящим героем, другие же — просто воздушным хулиганом.

Городская волна
Городская волна
16:13, 18 Июня 2018

Исторический календарь

  • 11 июня 1906 года в Ново-Николаевске открылось первое пожарное депо на два конно-бочечных хода. Служба пожарных была односменной, поднимались они в пять утра и работали по 15-16 часов.
  • 15 июня 1975 года возле Дома культуры имени Октябрьской революции открылся комплекс аттракционов «Луна-Парк» из Чехословакии.
  • 16 июня 1934 года через Новосибирск из Владивостока проследовал поезд с участниками ледовой эпопеи, спасшимися пассажирами парохода «Челюскин», который затонул в Чукотском море. На Вокзальной площади в их честь состоялся многолюдный митинг. В память об этом событии улицу Межениновскую переименовали в улицу Челюскинцев.

Событие. Как в кино

14 июня 1965 года лётчик Валентин Привалов на боевом реактивном истребителе МИГ-17 пролетел под Октябрьским мостом через реку Обь — всего лишь в метре над поверхностью воды. Так, он, дескать, повторил знаменитый трюк Валерия Чкалова — пролёт под Троицким мостом над Невой — которого на самом деле не было. Красивая кинолегенда, известная по фильму Михаила Калатозова. Впрочем «подвиг» Привалова тоже оброс легендами, да так, что и даты пролёта называют разные: и 3, и 4, и 14 июня.

Как это было. Сумасшедший под мостом

К пролёту Привалов готовился. Он, якобы, даже несколько раз проплыл под мостом и замерил ширину между опорами и высоту от воды до проезжей части. И вот, как пишет множество источников, жарким июньским днём, на глазах у изумлённой публики, над Обью, резко снижая высоту, неожиданно возник самолёт. Он выровнялся над самой водой и пошёл к Коммунальному мосту. Истребитель вошёл в створ центральной арки моста, вынырнул с другой стороны и резко, «свечой», ушёл вверх, уклоняясь от встречи с фермами железнодорожного моста. По словам Константина Голодяева из музея Новосибирска, задача Привалова была далеко не из простых.

_Uj5nM7pBAw.jpg
Фото: nsknews.info

«Конечно, условия полёта зависят от многих причин: ветер, масса самолёта, мастерство лётчика. Но, как ни крути, риск огромен во всех случаях — небольшое движение штурвала — и ты уже в опоре моста или в воде, а в нашем случае, надо было ещё грамотно подняться, ведь через 950 метров от Коммунального следующее препятствие — железнодорожный мост через Обь», — поясняет Константин Голодяев.

Кстати, 950 метров на приваловском МИГе — это пять секунд. За этот фортель Привалова хотели отдать под суд, и, пожалуй, правильно бы сделали. Одному богу известно, чем могло закончиться такое лихачество. Но судьбу воздушного хулигана решил тогдашний министр обороны СССР маршал Родион Малиновский. Он простил лётчика, приказав не наказывать его, а «дать отдохнуть». Привалова вновь допустили к полётам и даже из партии не исключили.

Личность. Рождённый летать

Валентин Васильевич Привалов родился в 1935 году в деревне Пятница в 60-ти километрах от Москвы. С 10-го класса он стал заниматься в московском аэроклубе, а после школы закончил Армавирское лётное училище. В 20 лет Привалов уже был лейтенантом морской авиации на Балтике. В 1965 году он служил в звании капитана ВВС в Красноярском крае, в Канске, в Новосибирске он был в командировке.

Истинные мотивы отчаянного поступка Привалова по сей день остаются загадкой. Одни говорят, что это был спор, другие — что попытка покорить сердце возлюбленной. Третьи утверждают, что это был протест против «рубок» и сокращений в лётных рядах: хотел, мол, доказать, что высшему руководству не искоренить чкаловских традиций и пилотской лихости.

Так или иначе, но после ЧП, которое прогремело на всю страну, Валентину Привалову удалось избежать наказания. Он дослужился до звания подполковника и должности заместителя командира полка. В 42 года его подвело здоровье, и он перешёл в диспетчерскую службу гражданской авиации. За четверть века он наработал на почётный знак «Отличник воздушного транспорта».

Эхо в истории. До и после Привалова

От легендарного полёта Привалова истории достался один единственный якобы фотоснимок, а в действительности, конечно, фотоколлаж. Ведь это было бы невероятно, если бы кто-то запечатлел сам момент пролёта: это сейчас фотокамера есть почти в каждом мобильном телефоне. Специально появления над Обью приваловского истребителя, конечно, никто не ждал. Акцию не анонсировали, никаких самолётов там вообще не должно было быть!

DSC_4977.JPG
Фото: masterok.livejournal.com/1398289.html

«Данную „фотографию“ сделал по заказу музея Новосибирска его дизайнер Евгений Социховский. Причём, намеренно с нарушениями пропорций, чтобы никто здравомыслящий и подумать не мог, что это реальность. Масштабы самолёта на фотографии сильно преувеличены относительно моста, а угол пролёта предполагает его выныривание из воды. Тем не менее, одни в фотографию поверили, а у других, более внимательных, коллаж сразу вызвал ощущение неправды и создание очередного мифа. Но это реальный случай, в отличие от пролёта самого Чкалова, выдуманного для фильма „Валерий Чкалов“. Во всяком случае, в личном деле лётчика такого случая не зафиксировано. Но вот лётчик Евгенией Борисенко во время съёмок фильма действительно на гидросамолёте Ш-2 сделал шесть дублей пролёта под Троицким мостом в Ленинграде», — рассказывает краевед из музея Новосибирска.

В подлинности истории Привалова сомневаться не приходится, её зафиксировали советские газеты. Но вот в чём штука: до сих пор принято считать, что ни одному лётчику в мире ещё не удалось повторить трюк Привалова. Однако, как выяснил Константин Голодяев, это совсем не так. Более того, Привалов был даже не первым, кто пролетел под мостом на реактивном самолёте. Это сделал шестью годами ранее «безбашенный» американский коллега советского аса.

Голодяев.jpg

«Правда, это был не истребитель, а реактивный бомбардировщик „Боинг-47“. Этот хулиганский пролёт совершил успешный, опытный лётчик американских ВВС, 39-летний капитан Джон Лаппо, и произошло это в Мичигане, под висячим мостом Маккинак. Ранним утром 24 апреля 1959 года, тоже возвращаясь на базу после выполнения учебного задания, над озером Мичиган Лаппо снизился до высоты 23 метра и пролетел под новеньким мостом Маккинак. От воды и пролёта моста 60-тонный самолёт отделяло по паре десятков метров. Длина основного пролёта моста Маккинак — 1158 метров, просвет от проезжей части до воды — 50 метров. Для сравнения, ширина пролёта Коммунального моста в Новосибирске — всего 127 метров, а высота — 30 метров. Согласитесь, что это игольное ушко вдесятеро меньше. Но зато у бомбардировщика почти в 4 раза больше размах крыльев —35 метров против 10-ти МИГовских. Почти на 100 км выше скорость сваливания — 308 км/ч против наших 220-230-ти. То есть лететь он должен быстрее, либо упадёт, хотя крейсерная скорость, конечно, в проигрыше. Но кто ж на крейсерной да под мостами летает!», — рисует подробную картину американского авиахулиганства Константин Голодяев.

Константин Голодяев, сотрудник музея Новосибирска

От тюрьмы капитана Лаппо спасли прежние боевые заслуги и награды. Он отделался выговором и штрафом. Но за штурвал военного самолёта авиахулиган сесть уже не смог, хотя и прослужил в ВВС ещё 13 лет, и ушёл на пенсию в звании подполковника. Удалось отвертеться от сурового наказания и англичанину Алану Поллоку. Его просто уволили.. Лётчик Королевских ВВС на истребителе на скорости почти 500 км/час сначала трижды облетел здание Парламента, покружил над мемориалом Королевских ВВС на набережной Виктории и пролетел под верхней частью Тауэрского моста в Лондоне. И было это через три года после Привалова.

В следующем выпуске мы поговорим о том, как в Новосибирске поставили памятник императору, чьё волевое решение предопределило возникновение и дальнейшую судьбу нашего города.

А ежедневно в телеэфире «Новосибирских новостей» смотрите историческую рубрику к 125-летию города «Новосибирск на экране». Первый выпуск в 20:00 на РБК. Все сюжеты доступны на канале «Новосибирские новости» в YouTube и в одноимённой группе «ВКонтакте».

О главном в одну строку — подписывайтесь на нас
и следите за новостями города в Twitter.

Что происходит

Показать ещё
Яндекс.Метрика