Городская волна
Настрой город для себя

Городской треш

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Городской треш

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: авиаэкскурсии, учителя-революционеры и созидатели города

28 сентября в гостях у ведущего «Вечернего разговора об истории Новосибирска» побывал историк, магистрант гуманитарного института НГУ Павел Романов. «Новосибирские новости» публикуют расшифровку очередного выпуска исторической программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
16:15, 10 Октября 2018

В Новосибирске вспоминают трагические события начала октября 1993 года, когда в Москве противостояние Верховного Совета Российской Федерации и президента Ельцина переросло в вооружённый конфликт, танки обстреляли Белый дом. На столичных улицах строили баррикады, погибли люди. «Чёрный октябрь» — так часто сегодня называют те события. Их современники говорят, что Новосибирск в те дни был одним из главных центров сопротивления ельцинскому режиму. 3 октября в сквере Героев Революции новосибирские коммунисты собрались на митинг, чтобы почтить память защитников Белого дома и Конституции. Они возложили цветы к братской могиле жертв Гражданской войны и зажгли свечи.

Взгляд назад. Исторический календарь

1 октября 1923 года начало работать издательско-полиграфическое предприятие «Советская Сибирь». Изначально одноимённую газету печатали в доме Сурикова и Молчанова на Красном проспекте, 22. Этот дом и сейчас называют «полиграфкомбинатом». В конце 1930-х годов «Советская Сибирь» переехала на улицу Советскую, 6, где нынче находится областная библиотека. А уже в середине 1960-х годов типография переместилась на тогдашнюю границу города — окраину Кировского района.

1 октября 1933 года открылся драматический театр «Старый дом». Он возник как Новосибирский передвижной колхозно-совхозный театр и существовал как филиал театра «Красный факел», работал в основном по области. В ноябре 1943 года он становится Новосибирским областным драматическим театром, а «Старым домом» — с 1992 года. В 2008 году театр внесли в Книгу рекордов Новосибирской области как «Самый гастролирующий коллектив Новосибирска». В 2010-м «Старый дом» попал в «Золотую книгу культуры Новосибирской области».

1 октября 1964 года открылся ледовый дворец спорта «Сибирь» с двумя хоккейными площадками с искусственным льдом. Наша «Сибирь» обыграла киевский «Сокол» со счётом 2:0

5 октября 1952 года показом фильма «Падение Берлина» в Новосибирске открылся кинотеатр «Победа». Его оборудовали новейшей по тем временам отечественной аппаратурой. Там установили три мощных кинопроектора.

5 октября 2009 года в День учителя возле гимназии №1 на Красном проспекте, 48 установили памятный знак Варваре Афанасьевне Булгаковой. На стеле написано: «В школе №42 (ныне гимназия №1) работала учителем Варвара Афанасьевна Булгакова, сестра русского писателя Михаила Булгакова, ставшая прототипом одной из главных героинь романа «Белая гвардия».

Однажды в Новосибирске. В интересах революции

4 октября 1987 года в Новосибирске впервые прошёл официальный День города — осенью, а не в июне, как сейчас. Этому есть простое объяснение: праздник решили приурочить к 70-летию Октябрьской революции. По замыслу чиновников, этот ежегодный праздник должен был способствовать продолжению революционных, боевых и трудовых традиций города, пропагандировать экономические и социальные достижения трудовых коллективов, воспитывать у горожан патриотизм и любовь к родному городу. 

Устроители праздника предполагали, что он будет способствовать превращению Новосибирска в город высокой культуры, образцового порядка и здорового быта. 

Не знаю, что он там пропагандировал, чему способствовал и кого воспитывал, но именно тот первый День города заложил основные традиции уже привычного нам праздника. Хотя, конечно, юбилейные даты у нас праздновали и раньше. Вот что рассказал мне о торжественном дне 1987 года сотрудник музея Новосибирска краевед Константин Голодяев.

Константин Голодяев: Соответственно задаче способствовать продолжению революционных, боевых и трудовых традиций, первое празднованию Дня города намечено было на 4 октября 1987 года — к дате 70-летия Октябрьской революции. За неделю до этого праздника был проведён общегородской субботник по уборке города. Кстати, несмотря на опасения, день выдался погожим — иначе имелся запасной вариант. Был план перенесения программы праздника в Оперный театр и в дома культуры. В тот год и были заложены традиции нашего праздника, сохраняемые до сих пор — это общегородская утренняя зарядка, пробеги и выставки ретроавтомобилей, большой концерт, салют. 

Но самым диковинным, самым необычным, уникальным моментом первого Дня города были экскурсии на самолётах. Несколько раз за день с аэропорта «Северный» поднимался самолёт с экскурсантами и облетал город. Попасть на эту экскурсию можно было только по предварительным групповым заявкам. Ну, а кому не повезло, мог посетить метродепо, что тоже интересно, или проехать по городу на экскурсионном автобусе. Дальше День города становится ежегодным. 

Со следующего 1988 года он проводится в первое воскресенье июня, а в 1989 году праздник был свёрнут из-за траура по погибшим в поездах Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск, которые встретились в Башкирии, и там произошёл взрыв газопровода. Это была большая трагедия и для Новосибирска, и для всей страны. В аварии погибли около 600 человек. Потому в 1990 году День города перенесли на неделю позднее, на второе воскресенье июля. А в 1993 году столетие города праздновали сразу два дня, — 3 и 4 июля. С последующих лет День города отмечается в последнее воскресенье июня, что официально закреплено Советом депутатов трудящихся.

Структура момента. У истоков просвещения

В студии «Городской волны» — историк, магистрант гуманитарного института НГУ Павел Романов.

Евгений Ларин: Новосибирск вместе со всей страной празднует День учителя, который отмечается 5 октября. Это один самых любимых, всенародных праздников. Учителя в жизни были у каждого человека, каждый наверняка помнит своего первого учителя. Учителей поздравляют все — школьники, в этом году их 178 тысяч, их родители, бабушки и дедушки, выпускники, городские руководители, ну, словом, все! Мы, конечно, присоединяемся к поздравлениям и вспоминаем, что первой школой в Новосибирске считается та, которую основал инженер, строитель первого железнодорожного моста Григорий Будагов. Она находилась в посёлке мостостроителей, который возник в 1893 году на правом берегу Оби в устье Каменки.

NET_0202.JPG
Павел Романов. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Источники говорят, что первыми профессиональными учителями там были Николай и Степанида Козловы, которых Будагов специально пригласил из уездного города Каинска. Николая Васильевича назначили заведующим школой. Он стал и учителем, и руководителем драмкружка, в котором ставили Островского и Гоголя, и народного хора. Он прекрасно играл на скрипке, гармони, пианино, пел и танцевал. Степанида Павловна работала вторым учителем.

Павел Игоревич, а были ли в городе того времени ещё учителя, о которых известно не так много, как о Козловых, о которых упоминают чаще всего?

Павел Романов: Во второй школе, которая была открыта в нашем городе (это двухэтажная школа на улице Владимировской, до которой там существовала одноэтажная школа, они были построены по инициативе инженера Владимира Константиновича Жандра), работали учителя, сыгравшие важную роль в становлении города, в событиях Ново-Николаевска того периода. Жандр одно время был непосредственным подчинённым Григория Моисеевича Будагова. Потом Будагов уехал работать на Средне-Сибирскую железную дорогу, жил в Томске. А Жандр был начальником первой дистанции железнодорожного пути от станции Обь до Красноярска. И вот по его инициативе открывается школа, туда приезжают учителя. 

Одним из интересных педагогов, которые работали в этот период в нашем городе, была Клавдия Полянская. Это известный учитель, которая упоминается в книге Михаила Щукина «Белый фартук, белый бант», где её вспоминают ученицы из ново-николаевской женской гимназии. 

Она сыграла важную роль в революции 1905 года в городе на Оби. В частности, судя по некоторым сведениям, она прививала рабочим социалистические настроения, которые в тот период способствовали тому, что город тоже вступил в первую русскую революцию. И также стоит сказать о других учителях, о важных людях в нашем городе, которые играли роль педагогов. В частности, один из первых врачей города, Иван Иванович Абдрин, вёл уроки гигиены во многих заведениях города. Это известный факт. Также можно вспомнить учителей-священников. Священники тоже работали в школах учителями.

Евгений Ларин: Наверное, это были церковно-приходские школы?

Павел Романов: Они работали и в других школах. Священники в школе в начале XX века — это обязательное явление. Они были в некотором роде надзирателями над учебным планом, поскольку они были компетентны в определении правомерности того или иного школьного предмета.

Было — не было. Пантеон созидателей

Евгений Ларин: Князь Юрий Долгорукий в Москве, государь-император Пётр Первый в Санкт-Петербурге, герцог Дюк Ришелье в Одессе, воевода Андрей Дубенский в Красноярске, историк и государственный деятель Татищев и инженер де Геннин в Екатеринбурге, Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь в Киеве. И так далее, и так далее, и так далее. Всё это — основатели городов. И в городах этих есть им памятники. Какие-то из этих фигур легендарные или, возможно, попросту вымышленные. Какие-то несомненны, но деяния их преувеличены либо же приписаны им. Но всё это — фигуры согласия. То есть горожане, которые их увековечили, не сомневались или, по крайней мере, не возражали против того, чтобы назвать их основателями. Большинство из горожан.

NET_0238.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Следуя этой логике, новосибирцы должны были поставить памятник Гарину-Михайловскому, ведь это его имя большинство горожан уже как век с лишним называют в качестве имени отца-основателя города. Но вместо этого новосибирцы ставят памятник Александру III. Причём ставят в парке Городское начало, прозрачно намекая, дескать, вот он, начальник. И каждый раз приходится объяснять, почему памятник именно ему.

Павел Игоревич, как же так вышло, что Новосибирск так и не нашёл этой самой фигуры согласия, которую безоговорочно можно назвать отцом-основателем?

Павел Романов: Я предлагаю назвать Гарина-Михайловского, судя по тому ряду, который вы назвали, фигурой несогласия, поскольку краеведческое сообщество, которое представляет и формирует общественное мнение горожан, в данный момент не согласно с фигурой известного писателя Гарина-Михайловского, который работал инженером.

Евгений Ларин: Но городская легенда, тем не менее, гласит так и не иначе. В частности, в старых фильмах о Новосибирске, которые шли на «экспорт», в качестве основателя города непременно упоминался Гарин-Михайловский.

Павел Романов: Вообще, я думаю, что в нашем разговоре нам сначала стоит понять, что такое город и когда он возникает. 

Что такое город? Известный урбанист, географ Лаппо говорит, что город возникает тогда, когда в нём заложено и присутствует городское начало, то есть городские функции. 

Помимо прочих городских функций, среди важнейших он называет, в первую очередь, административное управление округой, в которой возник город. А также торговые функции — транзит, перераспределение. То есть город является центром региона, в котором он находится. Также стоит сказать, что когда возникали города, которые вы перечислили, в частности, которые возникали из острогов — Красноярск, например — там всё предельно ясно. Острог в XVIII веке — это изначально город, административный центр. 

Известный историк Дмитрий Яковлевич Резун попытался выявить, в какой момент произошла дифференциация понятий «город» и «острог», и понял, что это произошло в XVII веке, а до этого в Сибири город и острог были фактически тождественными явлениями. Присутствовала определённая инициативность у людей, которые город закладывали. Пётр I лично приискал место для Санкт-Петербурга, лично его основал, преследуя различные цели. Воевода Андрей Дубенский также основал Красноярский острог, в первую очередь преследуя военно-стратегические цели. 

Не уходя далеко: Данила Лаврентьев в 1713 году находит место для строительства крепости, Чаусского острога. И так далее — место приискивали, находили, и людям было сразу понятно, что здесь будет город. Новосибирск возникает на рубеже XIX-XX веков в зоне пересечения Транссибирской магистрали и реки Обь — двух важнейших транспортных артерий. 

Нужно сказать, что, по всей видимости, несмотря на устоявшуюся точку зрения, что этот процесс происходил хаотично, и город был «внебрачным сыном» железной дороги, люди, которые выбрали вариант на Кривощёково, выбрали вариант магистрали между Обью и Томью, вполне осознавали, что на этом месте будет город. Это даже понимали томичи, когда писали докладную записку на имя министра путей сообщения по вопросу проведения в Томск железнодорожной ветки. Понятно, что будет город, но кто его основал? Как это понять?

Евгений Ларин: Александр III подписал высочайший рескрипт о необходимости строительства Транссиба, Николай II воплотил это решение в жизнь. Кто из них больше сделал для города, который должен был возникнуть? Горожане вроде давно сделали выбор, назвав город Ново-Николаевском, как бы говоря, что вот он наш основатель, Николай.

NET_0270.JPG
Павел Романов. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Павел Романов: У города просто не было других вариантов. Не зря же существует версия, я просто не встречал её документального подтверждения, что город сначала назывался посёлок Александровский. До того, как Николай II стал императором. Потому что город находился на Кабинетской земле, которая фактически принадлежала императору. Город находился в ведомстве Кабинета Его Императорского Величества. Улицы называются в честь чиновников Кабинета. Таким образом, у города в поиске имени фактически не было других вариантов, кроме как назвать город в честь императора. Существует мнение, что чиновник Кабинета Его Императорского Величества Гудим-Левкович предложил наименование Ново-Николаевск, и это вполне находится в тенденции ситуации того времени, того, что город находился на Кабинетских землях.

Евгений Ларин: То есть имя не выбрали горожане на сходе, как это обычно преподаётся, дескать, собрались люди и стали челом бить, чтобы назвали город Ново-Николаевском?

Павел Романов: В краеведческом сообществе есть такая устойчивая точка зрения, что наименования происходят при движении снизу вверх. Что внизу люди называют, а наверху уже утверждают. Но на самом деле вполне очевидно, что это не так. Это очень хорошо можно проследить в названии улиц. В известной книге Игоря Маранина «Мифосибирск» есть мнение, что люди, которые жили на улице Асинкритовской (ныне улица Чаплыгина — прим. автора), обладали таким остроумием, что, назвав улицу в честь Асинкрита Ломачевского, сделали её, таким образом, Несравненной (имя Асинкрит с греческого переводится как «несравненный» — прим. автора). Но на самом деле сложно предположить, что...

Евгений Ларин: Что они вообще знали о существовании этого человека!

Павел Романов: Скорее всего, они знали о существовании томского губернатора Асинкрита Ломачевского, но за какие заслуги им, людям, которые жили в Ново-Николаевске на первых порах в непростых условиях, назвать улицу в честь губернатора? Предположим, что сейчас мы соберёмся где-нибудь на Юго-Западном жилмассиве и назовём улицу в честь Толоконского или Городецкого. Это сложно себе представать.

Евгений Ларин: Если мы заговорили о заслугах и о Кабинетских землях, то, надо полагать, что прежде чем городу стать городом, ему нужно было эти земли выкупить, получить в своё владение. И вот как раз на этом пути очень много сделал некий барон, впоследствии граф Фредерикс. Ведь это именно он боролся за то, что город смог выкупить земли и получить статус города. И горожане высоко оценили его роль и наградили званием Почётного гражданина города. Правда, потом они его этого титула лишили, но это другой вопрос. Чем не фигура основателя? Вот город, вот его заслуга!

Павел Романов: Тем не менее, он не сыграл такую роль, чтобы город появился. То есть он не был отцом-основателем, пользуясь американской терминологией, города на Оби. Он действительно сыграл важнейшую роль в выкупе Кабинетских земель, поскольку Фредерикс на тот момент был в первой десятке самых влиятельных людей в Российской Империи. Он фактически занимался делопроизводством императора и ведением Кабинета Его Императорского Величества. Тем не менее, это не подходящая фигура.

Евгений Ларин: А в чём же тогда заслуги Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, которого уже несколько десятилетий превозносят в ранг основателя города? Ведь давно уже пишут, что даже место строительства моста выбрал не он, что все расчёты и обоснования сделал другой человек, а Гарин-Михайловский просто с ними согласился и пустил эти документы дальше. Я говорю о Викентии Роецком.

NET_0228.JPG
Евгений Ларин. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Павел Романов: Это интересный вопрос, поскольку до сих пор идёт дискуссия, чем же всё-таки занимался в Сибири Гарин-Михайловский. Известный исследователь Сергей Константинович Канн на этот счёт пишет вполне определённо, что Гарин-Михайловский, тем не менее, сыграл важную роль в строительстве Транссибирской магистрали на том участке, где сейчас находится город Новосибирск. Он отстаивал магистральный путь, производил расчёты, где именно пройдёт полотно, и отстоял вариант между Обью и Томью. 

Вообще, Гарин-Михайловский был против строительства мостов, он предлагал делать временные переправы, был за полную экономию средств. Но он был руководителем изыскательской партии, которая приискала место для строительства железнодорожного моста через Обь. А Викентий Игнатьевич Роецкий был по образованию математиком. Он был протеже известного инженера Соколова, который послал его на работу. Фактически он подчинялся так называемому Михайловскому-1, Константину Яковлевичу, выполняя его непосредственные поручения.

Евгений Ларин: Многие новосибирцы даже не знают, что было двое Михайловских.

Павел Романов: Но если говорить о Викентии Роецком, то это очень интересная фигура. Мне кажется, вопрос о том, кто именно чем занимался и кто конкретно приискал место для строительства моста, на данный момент остаётся открытым. Тем не менее, понятно, что роли и Николая Гарина-Михайловского, и Викентия Роецкого в выборе места для прохождения магистрали и строительства железнодорожного моста достаточно весомы. 

Но стоит помнить также о том, что Николай Георгиевич Гарин-Михайловский — это крестник царя, император Николай Первый был крёстным отцом, так что он обладал большим авторитетом и в инженерной, и в дворянской среде, поэтому, в случае, если возникнут какие-либо противоречия, он мог своим авторитетом отстоять какое-либо решение. Тем не менее, судя по тому материалу, который мы имеем на сегодняшний день, вариант железнодорожного моста в районе Кривощёкова отстаивать ни перед кем не приходилось. Инженеры были вполне солидарны, что мост должен пройти именно в этом месте, поскольку в других местах всё было гораздо сложнее в плане инженерных работ.

Евгений Ларин: Давайте представим: вот берег — высаживается воевода с дружиной или варяжский конунг с братьями, он выхватывает копьё, втыкает его в землю и говорит: «Здесь будет город заложён!» — как-то так он говорит. Вот, он — основатель. Но когда в апреле 1893 года на берег высаживались первые землекопы, то среди них-то не было никакого основателя. Так имеет ли вообще смысл историкам ломать копья, стоит ли искать кого-то, чтобы возвести в статус основателя? Либо мы согласимся, что есть некий пантеон основателей, каждый из которых внёс свою лепту, и на этом закончим спор.

Павел Романов: В своих ранних работах я достаточно часто употреблял в отношении не одного и не двух человек термин «отец-основатель». Сейчас я пересмотрел свою точку зрения. Я бы называл их, прежде всего, созидателями, поскольку говорить о том, что было основание города, или, например, Николай Михайлович Тихомиров, — это основатель Новосибирска, будет обманом. 

Да, есть своеобразный пантеон, в который входят оба Михайловских, Тихомиров, Владимир Константинович Жандр, Григорий Моисеевич Будагов. Они созидали то городское начало, которое позволило Новосибирску в столь короткие сроки и так успешно выполнить стоящие перед ним задачи роста, получения статуса города, повышения качества жизни, решения насущных вопросов, организации медицинской помощи, полицейской управы. 

Николай Михайлович Тихомиров сыграл важную роль в открытии пожарной службы города. К ним более применим термин «созидатели». Ломать копья, может быть, и не стоит, что-то пересматривать, к чему-то относиться столько критически, как сейчас краеведческая относится к Гарину-Михайловскому. Это всё чревато. Нет ничего более непредсказуемого, чем прошлое, сказал классик. Но любое упоминание имени инженера, купца — например, Евграфа Жернакова, чиновника прошлого, актуализирует для нас историю нашего города и заставляет горожан задумываться, изучать её. А выстраивание истории Новосибирска, не похожей на истории других городов — это важнейший инструмент самоидентификации Новосибирска. Что нас делает новосибирцами, кроме нашей истории? Но критерии идентичности для Сибири даже до сих пор не подобраны. А вот история такого молодого быстрорастущего города Новосибирска, в которой важную роль сыграли железнодорожное строительство, инженеры-путейцы, на мой взгляд, позволяет нам репрезентовать себя именно как новосибирцев.

Евгений Ларин: Уже многие историки и краеведы всё увереннее и настойчивее называют началом Новосибирска Кривощёково. В частности, Константин Голодяев говорит о том, что основанием города может считаться та территория, на которой люди жили непрерывно, начиная с какого-то века. На территории современного Новосибирска это, несомненно, Кривощёково. Ведь оно даже со строительством моста не прервалось, оно немного передвинулось, переехало. Если можно назвать основателем Красноярска воеводу Дубенского, то почему нельзя назвать основателем Новосибирска Фёдора Криницина по прозвищу Кривощёк? Замечательная, легендарная фигура! Вот уж кому можно бы поставить шикарный памятник — на берегу Оби, с саблей в руке!

Павел Романов: Я думаю, что через несколько десятилетий даже наследие Константина Артёмовича Голодяева будет поражать умы современников по масштабу проделанной работы. Его несомненная заслуга в том, что он актуализировал, достал из временного бытия для новосибирцев Кривощёково. Его большая заслуга также и в том, что там сейчас ведутся археологические работы, и что он вполне осознанно отстаивает свою общественную позицию в этом вопросе. Но я с ним полностью не согласен в том, что основанием города является Кривощёково. 

Даже если отвлечься от тех дискуссий, которые идут в интернете, на сайте «Библиотека сибирского краеведения», на Facebook, связанных с основанием города, которое отсчитывают от основания Кривощёкова, и даже если не рассматривать то, что Фёдор Криницин всё-таки личность легендарная. Нина Адамовна Миненко не оставила нам, к сожалению, тех источников, на основании которых она называет Фёдора Криницина основателем Кривощёкова. Её работы — научно-популярные, по этой причине там отсутствуют элементарно ссылки на документы, которые позволяли ей это утверждать. Даже отвлекаясь от этих вопросов, представим себе, что железная дорога прошла в обход Новосибирска, предположим, в Томске, это нормальный вариант. Был бы сейчас на этом месте город? Вот в чём вопрос.

Евгений Ларин: Множество деревень возникало и помимо Кривощёкова. В конце концов, они, разрастаясь навстречу друг другу, когда-нибудь бы, наверное, объединились, доросли до города.

NET_0263.JPG
Павел Романов. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Павел Романов: Нет, такого бы никогда не произошло. И в истории масса таких примеров. В пояснительной записке о том, почему железная дорога пошла в обход Томска, говорится, что Томск не имеет такого выгодного географического положения, что он своему росту обязан только тому, что большой сибирский тракт здесь впервые встречается с водным путём, где происходит переброска грузов, и своему административному статусу. У Кривощёкова было и географическое положение, и административный статус. Это было волостное село. 

Но сколько в Новосибирской области было таких волостных сёл, не уступающих по размеру Кривощёкову? В частности, можно привести пример тех же острогов. Что произошло с острогами, когда изменилась транзитная карта? Например, что произошло с Умревинским острогом? Колывань ведёт своё основание от Чаусского острога. Но это насколько значимая административная единица, которую в XVIII веке можно назвать вообще первым городом на территории современной Новосибирской области. 

А когда в конце XVIII века Московский тракт обошёл стороной Умревинский острог, то он насколько затих, что этот огромный населённый пункт, который растягивался на несколько километров, попросту исчез. Исчез так, что остался полностью не тронутым для археологов, именно поэтому они проводят там успешные исследования. То же самое могло случиться с Кривощёковым после изменения транзитной карты. Когда она изменилась бы в сторону Томска или Колывани, то Кривощёково постигла бы неминуемая если не гибель, то затихание. Как это произошло с Уртамским в Томской области — это была самая первая в приобье военно-административная единица. 

На мой взгляд, если бы железная дорога не прошла через Кривощёково, а прошла бы через Томск, то здесь, скорее всего город бы и не возник. 

И возвращаясь к вопросу градоведения. Была ли у Кривощёкова какая-либо городская функция? Её никогда не существовало. Краевед Чибряков считает, что основателем Новосибирска является Пётр I, поскольку через него пошла экспансия на территорию Сибири, основалось Кривощёково, и, соответственно, потом появился Новосибирск. 

Но Новосибирск появился не благодаря тому, что здесь возникло Кривощёково, а Кривощёково возникло и исчезло именно благодаря географическим положению этой местности. Нужно согласиться с тем, что Новосибирску именно железная дорога дала шанс появиться и так развиться. 

NET_0288.JPG
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Эта же железная дорога погубила все мечты на рост важнейшей административной единицы — города Томска. Томичи в пояснительной записке, которую они отправляли в министерство путей сообщения, заняли очень интересную позицию. Они пишут, дескать, мы не можем судить об инженерной стороне дела, некомпетентны в данном вопросе. Но, мол, мы крупный транзитный город, у нас есть пароходство, у нас происходит переброска грузов. И что Томск развился, как считают инженеры, не только благодаря своему административному статусу, а благодаря тому, что у города есть и другие преимущества. Так и было написано. Поэтому если не будет сооружена ветка на Томск одновременно со строительством магистрали, то Томску будет сложно, жителям Томска придётся уехать в Кривощёково и развивать там свою бурную деятельность. Но томичи были слишком оптимистично настроены — даже сооружение это железнодорожной ветки не смогло спасти город от неминуемой регрессии.

Евгений Ларин: Значит, всё-таки правильно поставили памятник Александру III?

Павел Романов: Не знаю, правильно это или нет, но я не отойду от той точки зрения: стоило бы поставить памятники людям местного значения — инженерам-путейцам. 

И также Владимиру Ипполитовичу Жернакову, который сыграл колоссальную роль в развитии города в период с 1909 по 1914 годы и преодолении последствий того знаменитого пожара, что настиг наш город в 1909 году. Вот ему памятник 100% должен быть поставлен! 

В вопросе, кого считать созидателем, как мы выявили такую категорию, а кого таковым не считать, мне кажется, мы также должны выявить такой критерий, как инициативность. Насколько инициативны были действия тех или иных людей. Когда люди выполняют свои обязанности и что-то делают — это одно. А когда они проявляют определённую инициативу без какой-то личной выгоды — это совершенно другое. Фёдор Григорьев, который был у вас в гостях, сказал что роль Григория Моисеевича Будагова неимоверно раздута. Но раздута роль Будагова по той причине, что благодаря свой инициативности, безусловно, доказанной документально, в городе начал созидаться очаг образования и культуры. И поэтому портрет Будагова присутствует на памятнике, который стоит у Дома учителя, и поэтому Константин Голодяев инициировал переименование Южной площади в площадь инженера Будагова. И благодаря этой инициативности Николаю Тихомирову в заслуги ставят открытие собора Александра Невского и пожарной части. Владимир Жандр инициировал проведение народных чтений в железнодорожном училище и строительство железнодорожной школы, он собственноручно составил план этой школы, а также организацию железнодорожного собрания на территории станции Обь. Благодаря инициативности этих людей мы считаем, что они сыграли важную роль в развитии нашего города.

Евгений Ларин: Ну и, наконец, откройте секрет, всегда было интересно, кто разукрасил лицо Криницина шрамом?

Павел Романов: Интересный вопрос поставил Владимир Александрович Зверев, мой научный руководитель, старший наставник, на своей странице в Facebook — о том, кто такой Фёдор Криницин, откуда мы о нём знаем и каковы его заслуги по отношению к Кривощёкову, на основании каких источников. Это можно разыскать, возможно, в архиве Новосибирской области. Ну а некоторые журналисты могут продолжать вымышлять, что у него был «сквернословный» характер и благодаря этому у него появился шрам.

Евгений Ларин: Возможно, что Фёдор Криницин, человек по прозвищу Кривощёк и село Кривощёково никак друг с другом не связаны?

Павел Романов: На данный момент убедительных доказательств того, что между ними есть связь, не существует. Можно последовать за Миненко, она авторитетный автор, её компетентность не вызывает никаких сомнений ни у историков, ни у краеведов.

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook — будьте в курсе актуальных новостей Новосибирска.

Что происходит

Показать ещё
Яндекс.Метрика