Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Сделано в Новосибирске

Город молодых

Город в движении

Город в лицах

Город знаний

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Сделано в Новосибирске

Город молодых

Город в движении

Город в лицах

Город знаний

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Александр Сосновский: «Кинооператор должен любить живопись»

Кинооператор, участник Каннского кинофестиваля и номинант премии «Народный герой» Александр Сосновский побывал в гостях «Вечернего разговора о жизни замечательных новосибирцев». В эфире радио «Городская волна» (101,4 FM) он рассказал о том, какая должна быть атмосфера на съёмочной площадке, что помогает ему в работе, дал советы для начинающих кинооператоров и сообщил, как идут работы над фильмом «Вера».

Регина Крутоус
Регина Крутоус
16:52, 25 Сентября 2018

Регина Крутоус: Здравствуйте! С вами Регина Крутоус и «Вечерний разговор о жизни замечательных новосибирцев. Каждый вторник к нам в студию приходят люди, которые своими делами и достижениями внесли наиболее заметный вклад в развитие нашего города и сделали его лучше, известнее и добрее. И сегодня у нас в гостях кинооператор, фотограф, участник каннского фестиваля Александр Сосновский.

Досье: Александр Сосновский родился в 1990 году в Санкт-Петербурге. В 2005 году переехал в Новосибирск. В 2016 году окончил Институт рекламы и связи с общественностью НГПУ. Участник Каннского кинофестиваля 2017 года, лауреат фестиваля кино REC 2017. Продвигает киноискусство в Новосибирске. Холост.

Регина Крутоус: Александр, здравствуйте! Я очень рада вас видеть.

Александр Сосновский: Здравствуйте, Регина! Взаимно!

Регина Крутоус: Александр, полтора месяца назад состоялась церемония вручения премии «Народный герой». И вы были в списке номинантов. Знаете, кто отправлял заявку?

Александр Сосновский: Да, эта сделала моя близкая подруга Юля. Она в меня очень сильно верит и сказала, что я должен поучаствовать.

Регина Крутоус: Но само то, что вы оказались в списке номинантов говорит о том, что за вас голосовали люди. Как вы сами считаете, за какие заслуги?

Александр Сосновский: Я думаю, мои работы не оставили их равнодушными, может быть, дали отклик в сердце.

Регина Крутоус: Короткометражный фильм «Вера» был участником Каннского фестиваля и лауреатом фестиваля кино «REC 2017». Участие в фестивалях такого уровня у вас впервые?

Александр Сосновский: Да, это был первый фестиваль, на который удалось попасть. И для меня это была большая честь, потому что был очень сложный отбор, и то, что нас заметили — это дорогого стоит.

Регина Крутоус: А вы всей командой ездили?

Александр Сосновский: Мы ездили с нашим режиссёром

Регина Крутоус: Какие чувства вы испытали? Что вас поразило больше всего?

Александр Сосновский: Больше всего меня поразила атмосфера. Атмосфера нескончаемого праздника, красоты, Искусства с большой буквы.

Когда видишь людей, которые «горят» тем, что они делают, — это заставляет верить, заставляет действовать. Мне это дало новые силы для того, чтобы работать и превосходить тот уровень, который уже есть.

Регина Крутоус: Насколько я знаю, фильма «Вера» до сих пор нет в свободном доступе, почему?

Александр Сосновский: Сейчас он участвует на разных фестивалях, и до этого момента его нельзя нигде публиковать по условиям конкурса. В скором времени его выложат в общий доступ в интернет, и его можно будет увидеть. Я думаю, это случится совсем скоро.

Проката пока нет. Это короткий метр. А короткие метры, как правило, у нас не прокатывают.

Видео: Alexander Sosnovskiy

Регина Крутоус: Александр, а сколько вы готовились к съёмкам этого фильма? Что было труднее всего?

Александр Сосновский: На самом деле съёмочная подготовка была очень быстрой.

Сценарий был написан за два дня, съёмки велись десять дней. Но больше по времени занял монтаж и дальнейшая обработка материала.

Так как было немного времени на подготовку, сложнее всего было продумать каждую сцену в деталях. Но нам помогал профессиональный художник, костюмеры; работа велась в дружеской, семейной обстановке, — я думаю, благодаря этому мы и справились.

Регина Крутоус: Когда снимали этот фильм, какую миссию как кинооператора вы видели?

Александр Сосновский: Я думаю, что передать атмосферу аутентичного места — плавучего дома, дебаркадера, и обитателей в нём. А также передать характеры героев именно визуальным повествованием.

Регина Крутоус: Как считаете, это удалось?

Александр Сосновский: Думаю, отчасти да.

Регина Крутоус: Александр, а это первый большой фильм, в процессе съёмок которого вы участвовали, или были и другие работы?

Александр Сосновский: Это один из крупных проектов, о котором стоит говорить.

Регина Крутоус: Насколько я понимаю, это некоммерческий проект?

Александр Сосновский: Да, это скорее художественный проект.

Регина Крутоус: В таком случае как зарабатывает на жизнь современный молодой кинооператор между съёмками фильмов?

Александр Сосновский: По образованию я рекламист, поэтому по большей части я снимаю рекламные ролики.

Регина Крутоус: Александр, а если говорить о планах? Я на сайте «Кинопоиска» увидела, что вы задействованы в производстве фильма «Велеславъ». О чём это картина?

Александр Сосновский: На сегодняшний день фильм «Велеславъ» находится на этапе подготовки, поэтому сейчас ничего не могу сказать. Как только начнётся съёмочный процесс, будет какая-то информация — тогда можно будет об этом говорить.

Регина Крутоус: То есть даже непонятно, где будут снимать?

Александр Сосновский: Пока ещё ничего не могу сказать. Может быть, не в Новосибирске. Потому что проект достаточно большой и туда вкладывается очень много сил.

Видео: Велеслав Устинов

Регина Крутоус: Александр, расскажите, как происходит съёмочный процесс?

Александр Сосновский: Всё начинается задолго до съёмок, до того, как ты принесёшь камеру на съёмочную площадку. Рисуется раскадровка, продумываются планы, как будет вести себя камера, какой это будет стиль, куда поставить световые приборы, какой будет фон, как будут двигаться актёры... Всё это будет влиять на сюжет, двигать его. На самом деле из таких мелочей и складывается общая картина.

Регина Крутоус: А как вы считаете, чего не должно быть на съёмочной площадке?

Александр Сосновский: Я хочу рассказать о том, что должно быть. Скорее всего, должна быть сплочённость, потому что команда — это одна семья. Иногда приходится больше времени проводить с ними, нежели со своей семьёй. Вы друг к другу притираетесь, разделяете все трудности на съёмочной площадке.

Регина Крутоус: Тогда какие трудности возникают во время съёмок, и как вы с ними справляетесь?

Александр Сосновский: Совершенно разные. Бывает, что бьётся прибор, сгорает лампа. Тогда меняем цветовую схему, используем естественные источники освещения. На самом деле всегда всё по-разному, но безвыходных ситуаций не было.

Регина Крутоус: А над чем вы ещё работаете?

Александр Сосновский: Сейчас ещё идёт подготовка к документальному проекту, но пока это держится в тайне. Как только начнутся съёмки, я думаю, станет многое известно.

Регина Крутоус: Получается, и документалистика вам близка?

Александр Сосновский: Да. Это исторический проект, о котором скоро можно будет много интересного рассказать.

Регина Крутоус: С точки зрения вашего ремесла, есть разница в работе оператора, когда снимают документалистику, и когда снимают игровое кино?

Александр Сосновский: Когда снимают игровое кино, ты продумываешь каждый кадр. Ты знаешь, как будет двигаться камера, ты знаешь, как будут двигаться актеры. Ты зависишь от режиссёра.

Когда ты снимаешь документальное кино, ты становишься непосредственно и режиссёром, и зависишь от тех условий, которые находятся вокруг тебя. Ты вживаешься в эту органику и выхватываешь те моменты, которые происходят. Немногое от тебя зависит, но в целом ты можешь рассказывать эту историю так, как ты её видишь.

Регина Крутоус: Александр, на том же сайте премии «Народный герой» написано, что вы продвигаете киноискусство в Новосибирске. А каким образом это происходит?

Александр Сосновский: Я участвовал в проекте «Новомедиа», и мы ездили по области, рассказывали ребятам, как снимать видео, как, грубо говоря, настраивать камеру, использовать освещение. Пробовали с ними снимать разные ролики прямо в рамках этого проекта. И они сами на своём опыте смогли прикоснуться к этому виду искусства.

Регина Крутоус: Это были школьники?

Александр Сосновский: Не только школьники. Это были и студенты вузов, и взрослые люди, которые только начинают знакомиться с видеоискусством. Они пробуют, у них возникают вопросы и трудности.

Регина Крутоус: Наверное, и мастер-классы приглашают проводить? Не только в рамках «Новомедиа»?

Александр Сосновский: Да, иногда приглашают. Один из последних был в Академгородке, где мы рассказывали ребятам на собственном примере, как можно снимать ролики.

Регина Крутоус: А вам понравилось работать с детьми?

Александр Сосновский: Да, дети очень любознательные, и с ними приятно взаимодействовать. У них возникает множество вопросов, и они начинают пробовать, как, допустим, снять видео, когда нет света. Каким образом можно его выставить. Много таких, на первый взгляд, простых вопросов. Но они этим искренне интересуются. А когда им помогаешь — сам становишься немножко счастливее.

Регина Крутоус: Какие советы даёте новичкам? Наверняка к вам не раз обращались с таким вопросом?

Александр Сосновский: Прежде всего — развивать наблюдательность, любить то, что делаешь, любить живопись. Смотреть много хорошего кино, потому что именно когда внимательно смотришь работы других великих мэтров киноискусства, ты можешь выхватывать разные приёмы, которые они используют, и применять их в своих работах.

MG_0172(1).jpg
Александр Сосновский. Фото: nsknews.info

Регина Крутоус: Александр, не могу не спросить о ваших фото и видеопроектах. О чём они? Об этом тоже было написано на сайте «Народный герой».

Александр Сосновский: Они о людях, и о том, что важно для них в жизни, что ими движет, что вдохновляет

Регина Крутоус: Были какие-то выставки?

Александр Сосновский: По большей части, это были ролики о художниках, о музыкантах. Музыкальные клипы, опять же.

Регина Крутоус: Опять же, читаю справку о вас на сайте премии «Народный герой»: «Два проекта европейского уровня». Что это?

Александр Сосновский: Это как раз фильм «Вера», который участвовал на Каннском кинофестивале, и рекламный ролик для европейской бьюти-конференции.

Мы делали рекламный ролик о женщинах, которые в разных сложных жизненных ситуациях остаются красивыми, и рассказывали, благодаря чему это происходит.

Регина Крутоус: Ролик был на русском языке?

Александр Сосновский: Ролик был на русском языке, точнее так: ролик был без слов. Там всё было построено на визуальных образах.

Регина Крутоус: А как вас нашли? То есть вас же пригласили участвовать в этом проекте?

Александр Сосновский: У нас есть постоянная съёмочная группа. Вместе с ней мы и работали над этим проектом.

Регина Крутоус: Александр, искусству фотографии вы где-нибудь обучались?

Александр Сосновский: Так получилось, что искусству фотографии я обучался самостоятельно, изучал разных фотографов, фэшн-фотографов, репортажных фотографов и вдохновлялся их работой.

Регина Крутоус: Как вы считаете, научиться ремеслу может каждый? Или нужен особый талант?

Александр Сосновский: Я думаю, что любому ремеслу может научиться каждый. Главное, чтобы было упорство, вера в то, что ты делаешь, и любовь к этому делу.

Регина Крутоус: Александр, почему вы стали кинооператором? Это осознанный выбор профессии?

Александр Сосновский: Вполне осознанный. Ещё в детстве я смотрел музыкальные клипы, вдохновлялся тем, как режиссёры создавали такие произведения, и хотел попробовать, чтобы и у меня что-то такое же получилось. Чтобы то, что переживаю, мог донести людям и затронуть их сердца.

Ещё в 11 лет папа подарил мне видеокамеру. Всё началось с каких-то простых домашних роликов, а потом всё сложнее и сложнее. Я стал изучать монтаж, цветокоррекцию. Появилось понимание того, как вообще строится композиция, как она может двигать сюжет. И я пришел к тому, кто я есть сейчас.

Регина Крутоус: То есть вы, по сути, самоучка?

Александр Сосновский: По сути да, но я также участвовал в разных мастер-классах. Благодаря Андрею Мусину и Алене Кукушкиной я очень многому научился.

Регина Крутоус: А не думаете во ВГИК поступить, например?

Александр Сосновский: Думаю, что нет. Мне кажется, что вполне возможно обучаться самостоятельно. Главное — умение видеть и знание ремесла.

Регина Крутоус: А какими были ваши первые шаги в кино?

Александр Сосновский: Это были студенческие короткометражки, участие на новосибирском кинофестивале «Кинометры». Вот с этого всё и началось.

Регина Крутоус: Александр, а когда вы начинали свой творческий путь, у вас были кумиры, примеры для подражания?

NET_3724(1).jpg
Регина Крутоус. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Александр Сосновский: В плане режиссуры музыкальных клипов это был, конечно, Алан Бадоев. Потому что те работы, которые он создавал, не оставляют равнодушным. И меня зарядило сильным стремлением самому создавать музыкальные клипы и рассказывать через музыкальные произведения какие-то истории.

Регина Крутоус: А если из мира художественного кино?

Александр Сосновский: Из нашего отечественного кино — наш российский режиссер Андрей Звягинцев. Из иностранных, я думаю, это Гильермо Наварро. «Лабиринт Фавна» — фильм очень известный, и даже не только из-за сюжета. По большей части мне интересны кинооператоры, то, как они создают этот мир. Потому что режиссёр рассказывает, а кинооператор уже это видит.

А любимые кинооператоры — это Брюно Дельбоннель, который был оператором в фильмах «Амели», «Долгая помолвка» и Эммануэль Любецки, снявший «Древо жизни» и фильм «Гравитация».

Регина Крутоус: А удалось с ними встретиться в реальной жизни, например, на том же Каннском кинофестивале?

Александр Сосновский: К сожалению, на Каннском кинофестивале встретиться с ними не удалось. Но я думаю, что всё ещё впереди.

Регина Крутоус: А какое у вас образование? Где обучались?

Александр Сосновский: Я окончил Институт рекламы и связи с общественностью Новосибирского государственного педагогического университета по специальности «реклама».

Регина Крутоус: Насколько я знаю, ваше детство прошло в Санкт-Петербурге. Как оказались в Новосибирске?

Александр Сосновский: Это получилось по семейным обстоятельствам. В 15 лет я переехал в Новосибирск. И по сей день занимаюсь здесь творчеством.

Регина Крутоус: Не тянет обратно?

Александр Сосновский: Ностальгия есть, но думаю, что нужно двигаться вперёд. Возможно, это будет не только Петербург, но и Москва. Пока сложно загадывать. Я думаю, всё впереди.

Регина Крутоус: Как вы думаете, вас замечают? Ваши работы видят? Предложения поступают?

Александр Сосновский: Замечают, потому что с тем проектом, над которым мы сейчас работаем, это как раз и связано.

9e4acd2b522b01fe5a755444931c6be7.jpg
Фото: нск.народныйгерой.рф

Регина Крутоус: Как вы считаете, в связи с тем, что многие сцены сейчас создают на компьютере, не исчезнет ли такая профессия, как кинооператор?

Александр Сосновский: Я думаю, что нет, потому что в реальном изображении есть некая правда, которую невозможно создать искусственным героям, невозможно передать в полной мере мимику. Это как с плёнкой. Многие до сих пор снимают на плёнку, хотя давно уже есть цифровые камеры. Так же и с профессией кинооператора.

Регина Крутоус: Вы сами на что снимаете?

Александр Сосновский: Я снимаю на цифровые кинокамеры.

Регина Крутоус: Любовь к киноискусству — это наследственное?

Александр Сосновский: Я думаю, что и да, и нет. Мама привила ещё в детстве любовь к живописи, к театру, к музыке. А папа дал уверенность, предприимчивость и осознанность своего выбора.

Регина Крутоус: Видимо папа что-то в вас увидел, раз в 11 лет подарил вам видеокамеру.

Александр Сосновский: Он увидел моё стремление. Желание заниматься этим. Этого было достаточно.

Регина Крутоус: Что вас вдохновляет?

Александр Сосновский: Меня вдохновляют люди, их истории из жизни. Вдохновляет музыка. Вдохновляют работы разных художников. Это может быть и минимализм, и абстракционизм, и сюрреализм. Вы смотрите на работу и понимаете — вот это меня цепляет. Когда смотришь, возникают какие-то новые образы. Эти образы компилируются в голове, и создаётся что-то новое для самого себя — то, что хочешь рассказать, чем хочешь поделиться.

Регина Крутоус: Что последнее вас зацепило?

Александр Сосновский: Не так давно мне попались картины Каррингтон — художницы-абстракционистки. Они были выполнены в такой сказочной и художественной форме. На них смотришь и чувствуешь себя и ребёнком, и в то же время понимаешь, что в них заложена большая глубина. И не пропадает желание пересматривать и пересматривать эти работы.

Регина Крутоус: Вы сами хорошо рисуете?

Александр Сосновский: К сожалению, нет.

Регина Крутоус: Просто вы так рассказываете про живопись...

Александр Сосновский: Может, поэтому я и схватился за фотоаппарат в своё время.

Регина Крутоус: Александр, в любом творческом деле важен успех и признание. Ведь так?

Александр Сосновский: И да, и нет. Как было сказано в одном фильме, в успехе нет ни вкуса, ни запаха. А когда привыкаешь, то как будто нет и его. Успех — это некая награда за большой труд.

Регина Крутоус: А признание?

Александр Сосновский: Признание — это, скорее, неравнодушие к тому, что ты делаешь. Когда это интересно не только тебе, а имеет отклик в сердцах других людей.

Регина Крутоус: Насколько это важно для вас?

Александр Сосновский: Я думаю, скорее всего, мне важно то, что я делаю.

Регина Крутоус: То есть, сам процесс?

Александр Сосновский: Сам процесс. И не только процесс. Неважно, положительно или отрицательно отреагируют те или иные люди. Важно то, что они не останутся равнодушными к тому, что я делаю.

Регина Крутоус: Творческий человек — человек, сомневающийся в успехе, в себе, да во всём, наверное. И поэтому так важна группа поддержки. У вас есть такая? Кто в неё входит?

Александр Сосновский: Да, это мои родители, мои немногочисленные друзья.

Регина Крутоус: Александр, а что для вас значит дружба?

Александр Сосновский: Друг — это тот, кто разделит с тобой радость в твоих успехах, и не отвернётся в твоих падениях. Таких друзей много не бывает.

Регина Крутоус: У вас есть хобби? Чем ещё кроме кино увлекаетесь? Может, спорт или кулинария?

Александр Сосновский: В свободное время я люблю печь пирожки, торты, мне очень нравится кулинария. Угощаю своих друзей и близких.

Регина Крутоус: Пирожки с какой начинкой ваши самые любимые?

Александр Сосновский: Последнее фирменное блюдо, которое так полюбилось моим друзьям, это пирог с яблоками на сухом тесте. Это когда не добавляется яиц, не разбавляется водой. Используется только мука, сахар и манная крупа. А потом начинка пропитывает пирог.

Регина Крутоус: А музыка? Какую любите вы?

Александр Сосновский: Вообще я меломан, но по большей части мне нравится Sting, CleanBandit. Из клавишной музыки — Кэйко Мацуи.

Регина Крутоус: Какая последняя книга, которую вы прочитали?

Александр Сосновский: Рей Брэдбери, «Вино из одуванчиков».

678901.jpg
Фото: vk.com/id23158643

Блиц-опрос

— Ваш девиз?

— Верь в то, что ты делаешь.

— Ваше самое большое достижение?

— Оно ещё впереди.

— Самый впечатляющий провал?

— Такого ещё не было.

— Когда появляются силы двигаться дальше?

— Когда есть высокая цель.

— На что вам не хватает смелости?

— Прыгнуть с парашютом.

— За что вы благодарны судьбе?

— За родителей.

— К кому приходит успех?

— К терпеливому.

— О чём вы думаете, когда пересматриваете свои первые съёмки?

— Стараюсь не оглядываться назад.

— Ради какой роли вы бы стали актёром?

— Даже не знаю. Не вижу себя в качестве актёра. Мне скорее интересней быть за камерой, чем перед ней.

— Какое бы желание вы загадали золотой рыбке?

— Безлимитное исполнение желаний.

— Кем бы стал Александр Сосновский, если бы не стал оператором?

— Стоматологом или кондитером.

— Три главных качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать герой нашего времени?

— Искренность, порядочность и вера в людей.

Показываем главное здесь и сейчас — подписывайтесь на Новосибирские новости в Instagram.

Что происходит

Показать ещё
Яндекс.Метрика